Стропы и траверсы: существующие виды и какой выбрать

Что такое синтетическая текстильная стропа, как выбрать строп, обзор особенностей, срок службы строп и многое другое читайте в подробной статье от Крепком.

Виды грузоподъемных строп

  • Канатные
  • Цепные
  • Текстильные

Канатные стропы различаются, как по типу используемого материала (стальные, синтетические, пеньковые), так и по количеству ветвей. Канат сплетается из большого числа проволок или волокон одинакового диаметра. При подъеме грузов чаще всего используются стальные стропы, поскольку они обладают высокой прочностью и долговечностью, разрушаются не мгновенно и не боятся динамической нагрузки. Кроме того, стропы канатные отличаются невысокой стоимостью и простотой эксплуатации.

Из недостатков эксплуатации можно выделить их относительную жесткость и, как следствие, опасность повреждения деликатного покрытия груза или его загрязнения (в случае использования смазываемых канатов), а также большой вес стальных канатов и подверженность их коррозии.

Виды строп для подъема грузов

Виды строп для подъема грузов
Существуют разные виды и характеристики грузоподъемных строп. По типу материала продукция делится на канатную, цепную и текстильную.

Стропы, нормы браковки, виды канатных, цепных, текстильных строп.

Стропы – это приспособления (стальные тросы, канаты, цепи, ленты), обеспечивающие подъем и перемещение грузов либо обхват объекта и надежное его удержание, гарантирующее сохранение заданного положения в пространстве.

Стропы

Браковка стропов, нормы браковки

Канатные стропы

Цепные стропы

Текстильные стропы

Комплектующие строп

Крюки и звенья для строп

Классификация стропов

Стропы подразделяются на три основные группы (отличие в материалах и конструкции):

  1. Канатные
  2. Текстильные
  3. Цепные

В работе со спецтехникой и, в частности, с мусоровозами, часто применяют именно первый тип таких изделий, т.е. изготовленных из металлических нитей. О разновидностях таких строп и пойдет речь ниже.

Тип стропа

Стропы бывают трех видов. Каждый из них имеет как преимущества, так и недостатки. Это учитывают при подборе. Все приспособления делят на следующие категории:

  • канатные. Изготавливаются из стального троса. Отличаются высокой грузоподъемностью, прочностью и устойчивостью к динамической нагрузке. Канатные стропы имеют большой срок службы. Недостатком изделий такого типа является возможность повреждения краёв хрупкого груза. Элементы с трещинами подлежат браковке;
  • цепные. Изготавливаются из высокопрочной стали. Преимуществом таких изделий является устойчивость к динамической нагрузке, прочность и высокая грузоподъемность. Кроме этого цепные приспособления легко транспортировать. При выявлении повреждений должен быть сделан ремонт цепи. Приспособления с растянутыми звеньями подлежат браковке.К недостаткам этого вида приспособлений относят большую массу;
  • текстильные. Отличаются небольшим весом, прочностью и высокой грузоподъемностью. Преимуществом этого типа является возможность сделать перемещение грузов с хрупкими краями. Текстильный строп не повреждает поверхность при разных углах крепления. К недостаткам изделий относят невозможность применения при высокой температуре окружающей среды. Браковке подлежат ремни с повреждением.

Дополнительно стропы бывают с концевыми элементами. Это крюки, скобы и т.д.

Выбор ленточной стропы по материалу

Выбор ленточной стропы по материалу

Первый шаг к выбору грузоподъемной оснастки – это определение материала ленты, подходящего для конкретных условий эксплуатации и характера работ. На выбор предлагается несколько вариантов: нейлон (полиамид), полиэстер (полиэфир), полипропилен. Изучив их свойства, вы сможете понять, какой из них лучше подходит для вашего применения.

При выборе материала для синтетической стропы рекомендуется учитывать устойчивость к определенным химическим веществам, термостойкость и растяжение.

Ниже мы рассмотрим некоторые особенности и характеристики полиэфирных и нейлоновых строп, чтобы помочь вам принять более обоснованное решение.

Особенности строп из полиэстера

  • Растяжение примерно 3% при номинальной грузоподъемности – небольшая амортизирующая способность позволяет лучше контролировать нагрузку во время подъема.
  • Полиэстер — более мягкий материал и менее абразивный к чувствительной или деликатной поверхности.
  • Более низкое поглощение влаги по сравнению с нейлоном, быстрое высыхание.
  • Полиэстеровые стропы можно использовать во взрывоопасных средах (например, в горнодобывающей промышленности), материал не искрящий и не токопроводящий.
  • Устойчивость к кислой среде и взаимодействию с отбеливающими средствами, маслами и жирами.
  • Полиэстер доступен по относительно низкой цене, чем нейлон.
  • Не рекомендуются для щелочных сред, включая альдегиды, простые эфиры и сильные щелочи.
  • Не могут использоваться при температуре выше +90°С или ниже -40°С.

Особенности нейлоновых строп

  • Растяжение 8-10% при номинальной грузоподъемности – это позволяет снизить ударную нагрузку, но большое удлинение необходимо учитывать при подъемах с низкой высотой потолка.
  • Неподверженность воздействию жира и масла.
  • Устойчивость к альдегидам, эфирам и сильным щелочам.
  • Нейлоновые стропы не рекомендованы для кислых сред или для использования с отбеливающими средствами.
  • Высокое влагопоглощение, которое может увеличивать растяжение под нагрузкой.
  • Проводят электричество из-за способности удерживать влагу.
  • Не могут использоваться при температуре выше +90°С или ниже -40°С.

Выводы:

Полиамидные (нейлоновые) стропы более эластичны, они лучше сопротивляются передаче ударных нагрузок на кран. Но при этом они теряют более 15% грузоподъемности во влажном состоянии и их нельзя использовать рядом с кислотами или отбеливателями.

Стропы из полиэстера мягче и лучше прилегают к поверхности грузов. Они имеют низкое удлинение и, следовательно, при возникновении ударной нагрузки передают на кран немного больше мгновенной нагрузки. Их нельзя использовать вблизи эфиров и щелочей, но они устойчивы к воздействию кислот.

И нейлоновые и полиэфирные стропы подходят для легкоповреждаемых грузов, но если вам интересно, какие из них лучше использовать для самых деликатных грузов, та это полиэстер. Химическое покрытие нейлоновой ленты придает ей более грубую текстуру.

Если стропа используется в химически активной среде, обязательно выбирайте материал, который не пострадает. Химические вещества могут быть обнаружены в воздухе или на любой поверхности, с которой может контактировать приспособление. Было бы неразумно поднимать поддон свинцово-кислотных аккумуляторов с помощью нейлоновых строп, а резервуары со щелочью для промышленной очистки с помощью полиэфирных строп. Любой синтетический материал может быть поврежден определенными химическими веществами. Перед использованием строп в химически активных средах следует всегда учитывать их стойкость к агрессивным веществам. При работе с горячими материалами или в очень жарких или холодных условиях нейлоновые или полиэфирные стропы могут быть не лучшим выбором.

Виды стропов и нормативные акты для их изготовления

Грузоподъемными стропами называются отрезки цепей, канатов или текстильных лент, выполненные в виде кольца или снабженные концевыми грузозахватными элементами, предназначенные для обвязки и навешивания грузов к грузоподъемным механизмам и обеспечивающие их удобное, быстрое, безопасное и надежное закрепление.

В настоящее время в составе грузоподъемного оборудования используются следующие основные виды стропов, каждый из которых выпускается согласно соответствующей нормативной документации, определяющей технические требования к их изготовлению, в том числе и к маркировке:

  • канатные
    стропы изготавливаются по ГОСТ 25573-82; РД-10-33-93 и РД 11-07-2007;
  • цепные
    стропы выпускаются по РД 11-07-2007 и ГОСТ 30441-97;
  • текстильные
    стропы — плоские и круглопрядные — по РД 24-СЗК-01-01; РД 11-07-2007 и ПБ 10-382-00.

Руководящими документами РД-11-07-2007

, в частности, описываются условные обозначения для всех категорий стропов, отражающие их вид и основные параметры. Согласно данному нормативному документу в структуру обозначения стропов входят: наименование, тип, грузоподъемность, длина, исполнение, класс прочности.

Браковка стропов, нормы браковки цепных, канатных, текстильных стропов:

Браковка цепных стропов:

– отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп;

– отсутствует или не читается маркировка на элементах стропа;

– разность длин ветвей стропа, при его свободном провисе более 15 мм;

– при удлинении звена цепи, звеньев навесных и подвесок более 5% от первоначального размера;

– при уменьшении диаметра сечения звеньев цепи и звеньев, навесных вследствие износа более чем на 8%;

– на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки.

Браковка канатных стропов:

– отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп;

– узлы, перекручивание, перегибы и заломы на канатах;

– если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает (для стропов из каната двойной свивки) 3d – 4, 6d – 6, 30d – 16;

– уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более;

– уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более;

– уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждений сердечника;

– обрыв хотя бы одной пряди;

– выдавливание сердечника;

– повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда;

– деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%;

– трещины на опрессовочной втулке или изменения его размера более чем на 10% от первоначального;

– на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки;

– при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;

– с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

– с крюками, не имеющими предохранительных замков.

Браковка текстильных стропов:

– отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе;

– узлы на несущих лентах стропов;

– поперечные порезы или разрывы ленты;

– продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% от всей длины ленты стропа или единичные разрывы длиной не более 50 мм;

– местные расслоения лент стропа, кроме мест заделки краев лент, на длине, в сумме более 0,5 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва);

– местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов лент;

– поверхностные обрывы нитей лент общей длиной более 10% от ширины ленты, вызванные механическим воздействием острых кромок груза;

– повреждения лент от воздействия химических веществ (кислота, щелочь, растворители, нефтепродукты и т. д.) общей длиной более 10% от ширины и длины стропа или единичные более 10% от ширины и длиной более 50 мм;

– выпучивание нитей из ленты стропа на расстоянии более 10% ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;

– прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты стропа от воздействия брызг расплавленного металла или наличие более трех отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;

– загрязнение лент нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д. более 50% от длины стропа;

– расслоение нитей лент стропа.

Маркировка и назначение стропов

Каждый вид стропов имеет собственную маркировку. Так, разновидность текстильных строп подчеркивается не только шириной ремней, но и разными расцветками. Палитра здесь является одновременно маркировкой, в частности:

  • фиолетовый цвет – стропы выдерживают до 1 тонны веса;
  • зеленый – 2 тонны;
  • красный – 5 тонн;
  •  синий – 8 тонн и так далее.

Нужно знать и о том, какие существуют стропы текстильные в зависимости от их назначения. Они могут быть:

  • ограничивающие (не допускают перемещения человека в опасную зону);
  • фиксирующие (второе название – позиционные, они позволяют человеку сохранять нужное положение на высоте);
  • амортизирующие (оснащены специальным амортизатором, чтобы в случае падения рывок оказался более мягким).

Любой вид перечисленных стропов является страховочным, поскольку позволяет удержать работника во время высотных работ и страхует его в случае падения. Если высота составляет более 3 метров, то такая страховка обязательна. Стропы также широко используются в эвакуационных и спасательных работах.

Страховочные стропы бывают одинарными и двойными. Стропы одинарные обычно оснащаются регулятором, представляют собой канатный тип страховки, создаются, как правило, из полиамида. Двойные стропы, имеющие еще название «двухплечевых», выполняются из полиэстера и создаются в виде ленты. Они являются наиболее популярными у потребителей. Оба вида оборудуются амортизатором, смягчающим возможный рывок. Чтобы текстильные стропы служили как можно дольше, производители обрабатывают их специальными водоотталкивающими и огнеупорными пропитками

Виды цепных стропов по количеству ветвей

Текстильные стропы изготавливают из полиэстеровой ленты, за счет чего они получаются мягкими и не портят груз при его перемещении, а также безопасны для рук стропальщиков. Стропы из текстиля легкие, компактно складываются, их удобно хранить, они не боятся контакта с морской водой, нефтью и большинством кислот, резких перепадов температур, а за счет своей эластичности хорошо выдерживают динамические нагрузки.

Из недостатков стоит выделить опасность острых кромок груза, так как они могут повредить текстильную ленту, а также то, что они могут накапливать статическое электричество при трении с поверхностью груза, а значит их нельзя использовать вблизи открытого огня. Текстильные стропы имеют разный цвет в зависимости от выдерживаемой ими нагрузки.

Что такое круглопрядный строп?

Круглый (круглопрядный) строп представляет собой ветвь с петлями (СТПК) или замкнутое кольцо (СТКК), состоящее из внутреннего несущего сердечника из полиэстера, покрытого износостойкой тканой бесшовной ​​оболочкой из полиэфирной или нейлоновой пряжи. Поскольку основа состоит из пучка полиэфирных нитей, то его тело получается мягким, эластичным и очень прочным.

Круглопрядный строп - фото

Круглопрядный строп

Цепные стропы

Наиболее универсальными в применении являются цепные стропы. Особенно востребованы они в химической промышленности, в металлургии и машиностроении. Благодаря самой высокой степени подвижности среди остальных видов строп, цепные являются самыми практичными и часто используемыми.

Какой запас прочности у текстильных строп?

Понятие номинальная грузоподъемность относится к предельной рабочей нагрузке, которую по утверждению производителя строп может выдержать. Ленточные и круглопрядные грузозахватные приспособления из высокопрочных синтетических волокон изготавливаются с коэффициентом запаса прочности 6:1,  7:1 и даже 8:1, что означает, что их прочность на разрыв в шесть/семь/восемь раз превышает номинальный предел рабочей нагрузки. Но это не значит, что их можно загружать сверх номинальной грузоподъемности. Ударная и боковая нагрузка отрицательно сказываются на их прочности.

Маркировка стропов

При покупке любого типа стропов, на бирке должна в обязательном порядке указываться следующая информация:

  • вид стропа (количество ветвей, материал)
  • длина стропа
  • грузоподъемность стропа
  • название завода-изготовителя
  • порядковый номер
  • дата тестирования стропа

Стропы следует подбирать, исходя из того, какой именно груз они будут поднимать, каков его вес, поверхность, условия среды и т.д. Категорически запрещено эксплуатировать поврежденные стропы.

Все указанные виды стропов проектирует и изготавливает на заказ «ГПО-Снаб». Подобрать и заказать стропы от производителя вы можете в нашем каталоге.

Сетевые стропы

На любом заводе-изготовителе сетевые стропы необходимы для перемещения больших и тяжелых материалов на складе. Созданные для того, чтобы выдерживать большой тоннаж веса и массы, стропы обычно состоят из высококачественного нейлона или полиэфира. Из-за природы этих материалов они подвергаются опасности при воздействии температур выше 90 ° C. Кроме того, другие факторы влияния, такие как ультрафиолетовое излучение и различные химические вещества, например, отбеливатель, кислоты и альдегиды, могут повредить волокна из нейлона и полиэфира.

Комплектующие строп:

Выполняя погрузочные либо строительные работы, стропы используют обычно с дополнительными приспособлениями. Они могут оснащаться:

– крюками – самыми востребованными элементами в погрузочно-разгрузочных работах. Их существует множество форм и модификаций;

– звеньями, используемыми для подвеса и соединяющими отдельные ветви (части ветвей) друг с другом;

– карабинами, выполняющими роль надежных крепежей с фиксацией;

– коушами – железными каплевидными кольцами с желобами, выгнутые края которых обвязываются веревкой;

– грузовыми захватами, позволяющими перемещать сложные и крупногабаритные грузы, наподобие листового металла, рулонной стали, труб, европоддонов, строительных плит и блоков. Это усовершенствованные виды крюков либо скоб, имеющие поворотные упоры, эксцентрики, вилы, зажимы, винты, клещи. Они не относятся к инвентарным изделиям и проектируются под заявленные требования;

– траверсами – съемными грузозахватными средствами, использующими соединенные друг с другом балки. Они бывают монтажными, магнитными, грузоподъемными, обычными и телескопическими. Ими перемещают контейнера, рельсы, трубы и рулоны, разгружают вагоны. Траверсы относятся к нестандартному оборудованию, изготавливаемому в индивидуальном порядке под нужды заказчиков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Лазерные станки