Задвижка клиновая – виды, описание характеристик, установка

Что такое задвижка клиновая, где она используется, какие виды клиновых задвижек бывают, размеры, устройство, установка и обслуживание

Текст ГОСТ 3706-93 Задвижки. Строительные длины

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ

СИСТЕМЫ

ЗАДВИЖКИ И РЕГУЛЯТОРЫ ДАВЛЕНИЯ

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2005

УДК 621.646:006.354

ОТ СТАНДАРТИНФОРМ

Сборник «Гидравлические и пневматические системы. Задвижки и регуляторы давления» содержит стандарты, утвержденные до 1 августа 2005 г.

В стандарты внесены изменения, принятые до указанного срока.

Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

© Стандартинформ, 2005

ГОСТ 3706-93

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Отзывы

Нет отзывов, пока еще.

Технические характеристики

В таблице указаны основные технические характеристики фланцевых задвижек ДУ300: тип запорного элемента, способ монтажа, габариты, вес, материал уплотнения и корпуса, вид рабочей среды, предельная температура, условное давление.

Запорные фланцевые задвижки диаметром 300 мм Давление РУ, кгс/см2 Рабочая среда Тип Материал Вес, кг
Корпуса Уплотнительных колец
30ч6бр Ду300 Ру10 10 Вода, пар Параллельная двухдисковая Серый чугун Бронза/Латунь 242
30ч906бр Ду300 Ру10 310
30ч39р Ду300 Ру16 16 С обрезиненным клином Резина 108
30ч939р Ду300 Ру16 Резина EPDM 125
30ч47бк Ду300 Ру10  6-10 Газ, нефть, масло Клиновая Без колец 259,2
Баттерфляй Ду300 10-16 Вода, воздух, нефтепродукты, агрессивные среды Поворотный дисковый затвор Чугун, нержавеющая сталь EPDM, NBR, PTFE 34
30с41нж Ду300 Ру16 16 Вода, пар, нефтепродукты, газ Клиновая дисковая Углеродистая сталь Нержавеющая сталь 315
30с941нж Ду300 Ру16 240
30нж41нж Ду300 Ру16 Газ, вода, пар, агрессивные среды Клиновидная 12Х18Н9ТЛ 12Х18Н9ТЛ 315
30с64нж Ду300 Ру25 25 Вода, пар, нефтепродукты, природный газ Клиновая Углеродистая сталь 25Л Нерж сталь 355
30с964нж Ду300 Ру25 304
30с927нж Ду300 Ру25 300/350
30с15нж Ду300 Ру40 40 Вода, пар, нефтепродукты, газ 355
30с915нж Ду300 Ру40 Клиновая двухдисковая Сталь 25Л 304
30с99нж Ду300 Ру25 25 Сталь 20Л 418
30с76нж Ду300 Ру63 63 Вода, масло, пар, нефтепродукты, газ Клиновая Сталь 25Л 590

Задвижка клиновая — назначение и область применения

Задвижкой называют тип запирающей арматуры с затворным элементом, сдвигающимся под углом 90 градусов относительно направления движения транспортируемого рабочего тела.

Обычно задвижки применяют в трубопроводных магистралях диаметром свыше 50 мм. Рабочей средой при их использовании выступают любые жидкости (нефть, обычная и морская вода), пар, газ, сыпучие вещества. Если для транспортировки используют агрессивные химические вещества или рабочее тело имеет высокую температуру, задвижки выпускают соответственно из коррозионно-устойчивых и термостойких материалов.

Стоит отметить, что чугунные задвижки по госстандарту не рекомендуется устанавливать в трубопроводы, транспортирующие газообразные вещества.

Задвижка клиновая и примеры затворных приводов.

Рис. 2 Виды приводов затворной арматуры

Классификация задвижек с клином

Клиновые задвижки (ЗКЛ) в зависимости от конструкции и используемых при производстве материалов разбивают на следующие группы:

По типу привода:

  • Ручные — резьбовой шток (шпиндель) с закрепленным на нем клином перемещается за счет приложения физического усилия человека при вращении штурвала (маховика).
  • Электрические — шпиндель с затворным элементом вращает электромотор.
  • Гидравлические – клиновую заслонку возвратно-поступательно перемещает шпиндель, связанный с гидроприводом.
  • Пневматические — на шток с клином действует сжатый воздух, и он поступательно перемещается перпендикулярно транспортируемому потоку.

По материалу изготовления корпуса:

  • Сталь — арматура обладает наилучшими прочностными характеристиками.
  • Чугун — преимущества данного вида изделий – дешевизна.
  • Цветные металлы — арматура рассчитана на применение в химически агрессивной среде и обладает наихудшими прочностными характеристиками в сравнении со сталями и чугуном.

По технологии производства корпусных деталей:

  • Литые. Основной метод при изготовлении любых типов арматуры и единственный для чугуна.
  • Комбинированные. Корпусные детали получают методом штамповки или ковки, после соединяют между собой сваркой.

По конструкции затвора:

  • С цельноотлитым клином. Конструкция запорной детали выполнена из цельной заготовки с двумя скошенными контактными поверхностями.
  • С упругим клином. Клин состоит из двух дисковых затворов с ребрами, в которые упирается раздвигающий их пружинящий элемент.
  • С двумя дисками (составным клином). Между двумя рабочими дисками размещается грибообразный элемент, который прижимает их к седловым кольцам после контакта клина с ними или дном седла.

Считается, что такое конструктивное исполнение наиболее удачно с точки зрения износостойкости затворного узла.

Устройство модели Hawle (с неподвижным шпинделем).

Рис. 3 Задвижка клиновая Hawle (с неподвижным шпинделем)

Статья по теме:

Задвижка с обрезиненным клином 30ч39рЗадвижка с обрезиненным клином 30ч39р – характеристики, применение. В статье подробно рассказывается про клиновые задвижки 30ч39р, где применяют, характеристики и типоразмеры, а также, как устанавливать и эксплуатировать. Возможно будет интересно почитать.

Назначение задвижек Ду-300

Задвижки Ду-300 в зависимости от номинального давления, материала корпуса и запорного элемента имеют разное назначение и должны подбираться исходя из условий эксплуатации. Классифицируются на газовые, для воды и пара, канализационные, для нефтепродуктов, топливные, отопительные, пожарные и тд.

Чугунные задвижки Ду-300 — предназначены для отопления, водоотведения, канализации, вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, пара, воздуха, бензина, керосина, топлива, нефтепродуктов, масел, технической воды с номинальным давлением магистрали Ру-2,5, Ру-4, Ру-6, Ру-10, Ру-16.

Стальные клиновые задвижки Ду-300 — в отличие от чугунных, способны работать с более высоким номинальным давлением — Ру-2,5, Ру-4, Ру-6, Ру-10, Ру-16, Ру-25, Ру-40, Ру-63, Ру-100. Используются при транспортировке газа, нефтепродуктов, воды и пара с высоким давлением.

Задвижки Ду-300 нержавейка — корпус и уплотнение клина изготовлены из нержавеющей стали, что позволяют транспортировать агрессивные среды с содержанием щелочи, кислоты, растворы солей, аммиак и тд.

Задвижки Ду-300 с обрезиненным клином — для водопроводов и отопительных система с предельной температурой среды 130 °С. Класс герметичности затвора «А» по ГОСТ 9544-93.

Основные технические данные и характеристики

Наименование параметра Значение
Температура рабочей среды, Сo От -40 до +450
Минимальная температура окружающего воздуха, Сo до -40
Условия эксплуатации У1
Направление подачи рабочей среды любое
Установочное положение задвижки приводом вверх
Рабочее положение затвора полностью открыто или полностью закрыто
Средний срок службы (до капремонта) не менее 10 лет
Средний ресурс не менее 2500 циклов или 100000ч

Строительные длины

Издание официальное

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Минск

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Госстандартом России

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 4 от 21 октября 1993 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Беларусь

Белстандарт

Республика Кыргызстан

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Т аджикстанд арт

Туркменистан

Туркменглавгосинспекция

Украина

Госстандарт Украины

3 Стандарт соответствует стандарту ИСО 5752—82 в части размеров строительных длин фланцевых задвижек и задвижек изоморфической серии

4 ВЗАМЕН ГОСТ 3706-83

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЗАДВИЖКИ Строительные длины

Gate valves. End-to-end lengths

МКС 23.060.30 ОКП 37 0000

ГОСТ

3706-93

Дата введения 1995—01—01

1 Настоящий стандарт распространяется на задвижки фланцевые и под приварку из чугуна и стали и устанавливает размеры строительных длин.

Стандарт не распространяется на задвижки специального назначения.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2 Строительные длины L фланцевых задвижек на PN 0,6; 1,0; 1,6; 2,5 и 4,0 МПа (6; 10; 16; 25 и 40 кгс/см* 1 2) должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблице 1.

Строительные длины L фланцевых задвижек на PN 2,0; 5,0; 6,3; 10,0 МПа (20, 50, 63, 100 кгс/см2) и выше должны соответствовать указанным на рисунках 2, 3, 4 и в таблице 1.

131e2122_3706-93-1.png

Рисунок 1

Издание официальное

w Таблица 1

В миллиметрах

Строительная дана L при номинальном давлении PN, МПа (кгс/см2)

S

i

Q

до

0,4

(до

4)

0,63

(6,3)

1

(10)

1,6 (16)

0,6-1,0-1,6 (6-10-16)

2,0 (20)

2

,5(25

4,0 (40)

5,0 (50)

6,3-10,0

(63-100)

16 (160)

25 (250)

40 (400)

4!

*

*

*

И

1

ft

*

ts

|

ft

и

l

ft

(N

|

ft

*

*

m

I

ft

H

1

ft

(N

|

ft

*

H

I

ft

(N

|

ft

m

i

ft

#

H

1

ft

(N

|

ft

H

1

ft

(N

|

ft

m

i

ft

H

1

ft

N

I

ft

*

m

i

ft

H

1

ft

*

(N

|

ft

m

i

ft

H

i

ft

N

I

ft

H

1

ft

(N

|

ft

10

102

102

15

108

108

140

140

152

140

140

165

152

216

20

117

117

152

152

178

152

152

190

178

229

25

120

127

125

120

127

120

165

165

216

165

165

216

216

254

32

140

140

130

140

140

130

178

178

229

178

178

229

229

1

1)

140

140

170

240

170

240

165

140

240

165

240

240

190

240

190

241

190

190

241

241

240

305

270

241

310

50

150

180

180

250

180

250

178

150

250

178

250

250

216

250

216

267

216

216

292

267

250

368

1

292

350

368

451

350

65

170

170

1

270

1

270

190

170

270

190

290

270

241

290

241

292

241

241

330

292

290

419

300

330

425

419

508

425

80

180

210

210

1

210

1

203

180

280

203

1

1

283

310

283

318

283

283

356

318

310

381

390

356

470

470

578

470

100

190

230

230

330

230

1

229

190

»

229

330

1

1

350

1

356

305

1

432

356

350

457

450

432

550

546

673

550

125

1

255

255

1

255

325

254

1

325

254

1

325

1

400

381

400

301

381

508

400

400

525

1

650

650

150

210

»

1

400

280

350

267

210

350

267

400

350

403

450

403

444

403

403

559

444

450

610

600

559

750

705

914

750

1

230

330

330

460

330

400

292

230

400

292

480

400

419

550

419

533

419

419

660

533

550

737

737

660

832

832

1022

832

250

250

450

530

450

330

250

450

330

550

450

457

650

457

622

457

457

787

622

650

838

838

787

991

991

1270

991

1

270

1

630

1

356

270

1

356

630

1

502

750

502

711

502

502

838

711

750

965

965

838

1130

1130

1422

1130

350

290

550

700

550

381

290

550

381

700

550

762

850

762

838

762

572

889

838

850

1029

1029

889

1257

1257

1257

«0

310

600

750

600

406

310

600

406

780

600

838

950

838

864

838

610

991

864

950

ИЗО

ИЗО

991

1384

1384

450

650

432

330

650

432

650

914

914

978

914

660

1092

978

1219

1092

1537

1537

1

350

700

880

700

457

350

700

457

930

700

991

1150

991

1016

991

711

1194

1016

1150

1321

1194

1664

1664

600

390

800

1000

800

508

800

1

800

1143

1350

1143

1346

1143

787

1397

1346

1350

1549

1397

1943

1943

700

900

610

900

610

1

1346

1550

1499

1346

1549

1499

1549

800

470

1000

1250

1000

660

1000

660

1000

1750

1778

1750

1

1100

711

1100

711

1100

1727

2083

1727

1000

550

11

1500

1200

813

11

813

11

1981

2150

1981

2150

И

700

1400

1400

1400

900

1600

1900

1600

1000

1800

2200

2000

1500

21

7900

* Ряды при новом проектировании не применять,

** Для задвижек с обрезиненным клином,

Примечания

1 Ряды 1,3** да PN 0,6-1,0-1,б МПа; ряд 1 да PN 2,0 МПа; ряд 2 для PN 2,5 МПа соответствуют стандарту DIN 3202,

2 Остальные ряды (за исключением рядов, отмеченных знаком *) соответствуют стандарту ASME/ANSI В16.10,

ГОСТ 3706-93

Фланец с гладкой уплотнительной поверхностью

PN 2,0 МПа (20 кгс/см2) Серый чугун

131e2122_3706-93-2.png131e2122_3706-93-3.png

PN 5,0 МПа (50 кгс/см2)

Серый чугун

PN 2,0 и 5,0 МПа (20 и 50 кгс/см2) Ковкий чугун и сталь

Фланец с соединительным выступом

131e2122_3706-93-4.png

PN 6,3; 10,0 МПа (63 и 100 кгс/см2) и выше Сталь

Рисунок 2

PN 2,0 и 5,0 МПа (20 и 50 кгс/см2)

PN 6,3; 10,0 МПа (63 и 100 кгс/см2) и выше

Фланец с выступом

131e2122_3706-93-5.png131e2122_3706-93-6.png131e2122_3706-93-7.png131e2122_3706-93-8.png

Фланец с шипом

131e2122_3706-93-9.png131e2122_3706-93-10.png

Фланец с паром

131e2122_3706-93-11.png131e2122_3706-93-12.png

Рисунок 3

Фланец под овальную кольцевую прокладку

131e2122_3706-93-13.png

В миллиметрах

DN

ном

Дополнительная длина для фланцевых задвижек под овальную кольцевую прокладку (X)

PN 20

PN 50

PN 63, 100

15

И

И

-2

20

13

13

25

13

13

32

13

13

40

13

13

50

13

16

3

65

13

16

3

80

13

16

3

100

13

16

3

125

13

16

3

150

13

16

3

200

13

16

3

250

13

16

3

300

13

16

3

350

13

16

3

400

13

16

3

450

13

16

3

500

13

19

6

600

13

22

10

700

13

25

13

800

29

16

900

29

16

1000

29

16

Рисунок 4

3 Строительные длины L задвижек изоморфической серии должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблице 2.

Таблица2

В миллиметрах

DN

ном

Строительная длина L, мм

Максимально допустимое давление

при 20°С, МПа (кгс/см2)

40

140

50

150

65

170

80

180

1,0(10)

100

190

125

200

150

210

200

230

250

250

0,6 (6)

300

270

350

290

400

310

0,4 (4)

450

330

500

350

Окончание таблицы 2

DN

ном

Строительная длина L, мм

Максимально допустимое давление при 20°С, МПа (кгс/см2)

600

700

390

430

0,25 (2,5)

800

470

0,16(1,6)

900

1000

510

550

0,1 (1)

Примечания

1 «Изоморфические» задвижки — это задвижки специального профиля, имеющие для каждого номинального размера минимальную толщину стенки, отвечающую требованиям литейной промышленности или требованиям производства (в противоположность «изобарическим» задвижкам, имеющим одинаковое максимальное рабочее давление при температуре 20 0С, строительные длины которых указаны в таблице 1).

2 Размеры, указанные в таблице 2, применимы только для чугунных задвижек.

4 Строительные длины L задвижек под приварку должны соответствовать указанным на рисунке 5 и в таблице 3.

131e2122_3706-93-14.png

Рисунок 5

ТаблицаЗ

В миллиметрах

DN

ном

Строительная длина L при номинальном давлении PN, МПа (кгс/см2)

до 2,5 (до 25)

О о

-5,0

-50)

6,3-

(63-

-10,0

-100)

16 (160)

25 (250)

40 (400)

ряд 1

ряд 2

ряд 1

ряд 2

ряд 1

ряд 2

ряд 1

ряд 2*

ряд 3

ряд 1

ряд 2*

ряд 3

ряд 1

ряд 2*

ряд 3

10

_

102

15

108

140

165

216

216

263

20

117

152

190

229

229

273

25

127

165

216

254

254

308

32

140

178

229

280

280

349

40

165

190

241

305

305

384

50

250

216

250

216

292

250

368

300

216

368

350

216

451

350

279

65

270

241

290

241

330

290

419

360

254

419

425

254

508

425

330

80

280

283

310

283

356

310

381

390

305

470

470

305

578

470

368

100

300

305

350

305

432

350

457

450

356

546

550

406

673

550

457

125

325

381

400

381

508

400

525

650

650

150

350

403

450

403

559

450

610

600

508

705

750

559

914

750

610

200

400

419

550

419

660

550

737

750

660

832

950

711

1022

950

762

250

450

457

650

457

787

650

838

900

787

991

1150

864

1270

1150

914

300

500

502

750

502

838

750

965

1050

914

ИЗО

1350

991

1422

1350

1041

350

550

572

850

762

889

850

1029

1200

991

1257

1500

1067

1118

400

600

610

950

838

991

950

ИЗО

1350

1092

1384

1750

1194

1245

Окончание таблицы 3

В миллиметрах

Строительная длина L при номинальном давлении PN, МПа (кгс/см2)

DN

ном

до 2,5 (до 25)

О О

-5,0

-50)

6,3-

(63-

-10,0

-100)

16 (160)

25 (250)

40 (400)

ряд 1

ряд 2

ряд 1

ряд 2

ряд 1

ряд 2

ряд 1

ряд 2*

ряд 3

ряд 1

ряд 2*

ряд 3

ряд 1

ряд 2*

ряд 3

450

_

660

_

914

1092

_

1219

_

1181

1537

_

1346

_

_

1397

500

700

711

1050

991

1194

1150

1321

1283

1664

1473

1525

600

800

813

1350

1143

1397

1350

1549

1511

1943

1626

1829

700

914

1346

1549

800

1000

965

900

1026

1727

1000

1200

1067

1981

* Ряды при новом проектировании не применять.

Примечание — Ряд 2 для PN до 2,5 МПа; 4,0—5,0 МПа; ряд 1 для PN 6,3—10,0 МПа; ряды 1, 3 для PN 16,0—25,0—40,0 МПа соответствуют стандарту ASME/ANSI В16.10.

5 Предельные отклонения размеров строительных длин должны соответствовать указанным в таблице 4.

Таблица4

В миллиметрах

Строительная длина

Предельное отклонение

для фланцевых задвижек

для задвижек под приварку

До 250

±2

±4

Св. 250 до 500

±3

± 5

» 500 » 800

±4

± 6

» 800 » 1000

± 5

±8

»1000 » 1600

± 6

± 10

»1600 » 2250

±8

± 12

» 2250

± 10

± 14

Устройство

Задвижка ду300 устройствоНа сегодняшний день на рынке запорной арматуры представлено большое количество стальных и чугунных задвижек Ду 300 производства Украины, Китая, России, СССР, Европы. Классификации по типам и видам задвижек ДУ300:

  • Корпуса – литые, кованые, штампованные, сварные, комбинированные;
  • Затворы – клиновые (упругим, жестким, составным клином), параллельные (шиберные, однодисковые, двухдисковые), баттерфляй;
  • Шпинделя – выдвижные, невыдвижные. поворотные;
  • Уплотнения – сильфонные, сальниковые, жидкометаллические, графитоармированные;
  • Монтажа к трубопроводу– фланцевые, цапковые, штуцерные, муфтовые, под приварку (сварку);
  • Конструкции проточной части – полнопроходные, неполнопрохыдные;
  • Движения шпинделя – вращательные, поступательные;
  • Виду действия запирающего элемента – нормально открытая и нормально закрытая.

На картинке изображены элементы устройства задвижки Dn-300:

1 — Маховик; 2 — Контрогайка; 3 — Втулка резьбовая; 4 — Подшипники; 5 — Шпиндель (шток); 6 — Набивка сальника; 7 — Гайка; 8 — Крышка; 9 — Шпилька; 10 — Болт откидной; 11 — Шплинт; 12 — Прокладка; 12 — Корпус; 13 — Клин (диски); 14 — Наплавка на клине.

Размеры фланцев для ДУ 300 мм

Комплекты ответных фланцев к задвижкам Ду300 производятся согласно ГОСТ 12820-80 — размеры указаны в таблице.

Условное давление, кгс/см2 Размер фланцев задвижки ДУ 300
Диаметр наружный, мм Диаметр по болтовым отверстиям, мм Диаметр внутренний, мм Толщина, мм Болт/Шпилька Количество отверстий Вес, кг
6 435 395 325 20 М20 12 10,28
10 440 400 24 М24 12,90
16 460 410 28 17,78
25 485 430 32 М27 16 23,95

Конструкция и принцип действия ЗКЛ

Конструктивное устройство задвижки клинового типа содержит следующие узлы:

Корпус. Обычно состоит из двух частей — основной с канальным проходом и крышки. В главной части корпуса также размещаются седловое углубление и муфты, фланцы или гладкостенные патрубки под приварку для состыковки с трубопроводом.

В местах соприкосновения клина с рабочей поверхностью устанавливают седельные кольца из износостойких материалов. Они могут вворачиваться, впаиваться или наплавляться с последующей обработкой.

Крышку обычно соединяют с основной частью при помощи болтов (шпилек) с гайками, укладывая между ними герметичную прокладку. В середине крышки имеется резьба для вращения шпинделя (или она отсутствует), опорные подшипники и сальниковое уплотнение, предотвращающее протечки рабочего тела наружу.

Для повышения эстетичности вида и защиты от коррозионных процессов детали корпуса покрывают эпоксидно-порошковой краской.

Приводной узел. В задвижках с ручным приводом клин перемещается за счет вращения резьбового штока маховиком (штурвалом). Для облегчения работ шпиндель сажают на поддерживающий подшипник. Для его герметизации применяют сальниковую набивку, в которой часто используют терморасширенный графит.

Различают разновидности приборов с выдвижным и невыдвижным шпинделем. При первом варианте резьбовой шток перемещается в пространстве перпендикулярно корпусу благодаря вращению по внутренней резьбе в крышке. Во втором случае шпиндель имеет гладкие стенки при вращении в отверстии крышки, а его резьба на конце связана с резьбовым каналом клина через гайку вверху и перемещает его в возвратно-поступательном направлении.

Выдвижной и невыдвижной шпиндели.

Рис. 5 Выдвижной и невыдвижной шпиндели

Клиновидный затвор. Имеет различное конструктивное исполнение, его диски обычно изготавливают из износостойкого и устойчивого к коррозии материала — бронзы, коррозионностойкой стали с содержанием хрома около 13% (нержавейки). В некоторых моделях на седельных кольцах и клине применяют сверхпрочный материал – стеллит. Это сплав на основе кобальта хрома с добавками вольфрама и (или) молибдена, наплавляемый, напыляемый или напаиваемый на детали машин и механизмов.

Иногда для повышения герметизации проходного канала в затворе используют уплотнения из этилен-пропилен-диенового каучука EPDM или иных материалов (обрезиненный клин).

Конструкция большинства задвижек сделана таким образом, что расположенные внутри корпуса седельные кольца не оказывают влияния на сечение проходного канала (утоплены в корпус).

Принцип работы задвижки заключается в следующем.

При повороте маховика клиновый затвор плавно опускается в седло и ложится своими плоскостями на седельные кольца. Так как соприкасающиеся поверхности плотно подогнаны друг к другу или имеют эластичные уплотнители, место их контакта надежно герметизируется и перекрывает поток подаваемой среды. При вращении штурвала в обратном направлении запор поднимается вверх, освобождая канал для движения рабочего тела.

Обрезиненная арматура.

Рис. 6 Обрезиненная задвижка клиновая

Преимущества и недостатки клиновых задвижек

Перечислим преимущества клиновых задвижек.

  • Плавное перекрытие потоков. Это технологическое решение позволяет избежать гидравлических ударов.
  • Простота конструкции. Ремонт происходит быстро и без проблем.
  • Защита затвора. В положении «открыто» он располагается выше потока жидкости.
  • Широкий размерный ряд. Можно подобрать задвижки под любые диаметры труб.
  • Доступность. Запорная арматура этого типа стоит недорого.

У устройств есть следующие недостатки.

  • Большая рабочая высота. Для установки задвижки необходимо наличие пространства сверху трубопроводов.
  • Быстрый износ уплотнителей. Их приходится периодически менять.
  • Невозможность регулировки напоров сред. Клиновые задвижки используют только для полного открытия или максимальной герметизации.

Техническое обслуживание

Эксплуатация задвижек Ду-300 предусматривает 3 вида технического обслуживания:

Каждую рабочую смену — дежурный персонал проводит осмотр задвижки Ду-300 на герметичность соединение и уплотнений, плавность хода подвижных частей, проверку исправности привода;

Ежемесячное техническое обслуживание — визуальный осмотр, очистка, устранение подтеков, контроль смазки в редукторе электропривода, проверка уплотнений и фланцевых соединений, контроль герметичности затвора, испытание работоспособности электропривода.

Сезонное обслуживание — осенью и весной выполняется обтяжка всех болтов и соединений, проверка крутящего момента электропривода и герметичности затвора.

Рекомендации по монтажу задвижки клиновой

Обычно задвижки устанавливают специалисты государственных организаций, из чего следует, что к ним предъявляют определенные требования по соблюдению норм и правил ТБ.

Работники должны быть аттестованы, иметь средства индивидуальной защиты, обладать опытом работы с запорной арматурой.

Задвижка клиновая устанавливается в следующей последовательности:

  • После распаковки изделие проверяют на работоспособность, совершив не менее 3-х циклов открывания и закрывания.
  • Также производят внешний осмотр арматуры на наличие сколов, трещин, участков с поврежденным защитным покрытием.
  • При отсутствии или недостаточном количестве смазки, шпиндель дополнительно покрывают пастой марки ВНИИ НП-232 в соответствии с ГОСТ 14068.
  • Перед проведением работ перекрывают поток рабочей среды в системе и сбрасывают давление, сливая (стравливая) жидкость, пар или газ. При необходимости проводят промывку участка с монтируемой арматурой.
  • Очищают от грязи, ржавчины, известкового налета или отслоившейся краски подсоединительные фланцы на монтажном участке трубопровода.
  • Производят строповку изделия эластичными лентами, подвешивая их за корпус или сквозь специально предназначенные для этих целей ушки. Категорически запрещено использовать для крепежа моховик или шпиндель.
  • Аккуратно подводят задвидку к подсоединительным фланцам или патрубкам, стараясь избегать ударов корпуса о твердые предметы. При значительном весе изделия используют опоры.
  • Монтаж арматуры следует проводить строго на прямолинейном участке трубопровода, избегая отклонений в соосности и перекосов. Пространственное размещение шпинделя – любое, кроме положения вниз.
  • Вставляют шпильки в отверстия фланцев и накручивает на них гайки по диагонали. Зажимают гайки специальным ключом-трещоткой с нормированным усилием.
  • По окончании монтажа освобождают корпус клиновой задвижки от строп, извлекают опоры.

Монтаж клиновых задвижек.

Рис. 11 Примеры монтажа ЗКЛ

Клиновая задвижка — один из самых востребованных видов запорной арматуры для работы в трубопроводных магистралях всех сфер народного хозяйства: коммунального, производственного и ресурсодобывающего назначения. Из-за высокого спроса задвижки данной категории выпускают в широком ассортименте разных конструктивных исполнений, размерных параметров, материалов изготовления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Лазерные станки